Системное психологическое самоуправление и саморегулирование

 

СИСТЕМНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ

Кириленко Николай Яковлевич,

директор ИПК РАП, профессор, академик РАЕН

Выступление на круглом столе «Здоровье, долголетие, безопасность», 13 сентября 2019г.

Предложены комплексные фундаментальные инновационные экологические ресурсы, обеспечивающие эффективное достижение системных положительных результатов при минимальных энергетических затратах и максимальной функциональности в практике экологического психологического самоуправления и саморегулирования человека. Указаны основные методологические подходы к активизации психологического состояния.

Проблема целостности личности занимает центральное место в глубинной психологии. Однако в современной психологии и экологии человека не сложилось удовлетворительного толкования понятий комплексного и системного эффективного самоуправления и саморегулирования экологической безопасности психоэмоционального состояния человека.

Психологический стресс, обусловленный бытовыми проблемами, межличностными отношениями, содержанием профессиональной деятельности, информационными перегрузками, – одна из весьма распространенных сторон образа жизни современного человека.

Процессы экологического психологического самоуправления у человека следует рассматривать шире, чем процессы саморегулирования, как чаще принято говорить в психологической литературе. С другой стороны, раскрытие общих и специфических сторон процессов комплексного и системного психологического самоуправления и саморегулирования и по сей день открытый вопрос.

Ресурсный подход обеспечивает понимание того факта, что психологическое самоуправление и саморегулирование – это, в первую очередь, средство достижения цели. А «ради чего» действует человек, какие цели он ставит, — это относится к личности. Но ресурсом продуктивных аспектов активности является именно развитие осознанного самоуправления и саморегулирования, т.к. они являются универсальным ресурсом достижения целей. Эти подходы основываются на заложенных в организме человека потенциальных возможностях по самовосстановлению (синергизации).

Каждый человек должен научиться эффективно управлять собой, своим экологическим психоэмоциональным состоянием. Лишь при этом условии можно выстоять в стрессовых ситуациях, сохранить максимальную работоспособность и приносить пользу себе и обществу.

Зная экологические законы Вселенной и применяя их на практике, мы имеем возможность реализовать свою жизнь гармоничней и счастливей. При нарушении экологического равновесия мы сможем проследить и исправить нарушение экологических законов Вселенной в человеке, возобновить его психологическое и энергетическое равновесие.

Экологическая взаимосвязь всего в природе, на Земле и во всей Вселенной может осуществляться вследствие особого строения мира. По голографическому принципу строения в каждом элементе системы имеется вся информация обо всей Вселенной. Это, прежде всего, обеспечивает единство Вселенной, согласованность действий всех элементов системы, их взаимосвязь. В.И. Вернадский говорил о единой жизненной среде, состоящей из всего живого. Эта среда (ноосфера) растекается по планете.

Основа экологической личности человека может быть в нормальном, естественном состоянии только в одном случае, если поступки данного человека соответствуют естественным экологическим законам природы, требованиям Вселенной, требованиям совести. Если такого соответствия нет, то структура личности человека изменится, и он становится излучателем отрицательной информации. Нейтрализовать этот поток информации (энергии) можно только потоком положительной информации (энергии).
Вывод из сказанного: человек не автономная часть Вселенной. Экологическая личность может реализоваться, если человек не нарушает экологические законы Вселенной, если он развивается в гармонии с ними.

Понятие «комплексная система» в современной науке трактуется как способ построения содержания и организации процесса на основе единого связующего стержня. Таким стержнем предлагаемых комплексных экологических подходов является личностная экологическая компетенция (экологическое подчинение содержания личности фундаментальным экологическим законам мироздания) при эффективном системном управлении экологической безопасностью психоэмоционального состояния человека. Фундаментальность личности находится в прямой связи с фундаментальными экологическими законами мироздания.

Следует отметить, что отличительными чертами новой технологической революции и являются системный характер, скорость и масштабность ради главной ценности для человека – свободы.

Дедуктивный метод познания ведет к открытию новых эффективных направлений исследований. Резонансное взаимодействие фундаментальных структур личности с предлагаемыми фундаментальными инновационными экологическими ресурсами обеспечивает эффективное достижение системных положительных результатов при минимальных энергетических затратах и максимальной функциональности в практике экологического психологического самоуправления и саморегулирования.

Следует обратить внимание на то, что резонанс – один из основных принципов динамических преобразований в природе, а другим важнейшим принципом взаимодействия человека с окружающим миром является саморегулирование сознания человека. Все это и обеспечивает эффективное восстановление психологических структур личности до уровня гармоничного состояния при целенаправленном оздоравливающем внешнем воздействии.

Критериями эффективного экологического психологического здоровья являются: адекватное восприятие окружающей среды, осознание совершаемых поступков, активность, работоспособность, целеустремленность, способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь, чувство привязанности и ответственности, ориентация на саморазвитие.

Настоящее время характеризуется двумя особенностями в исследовании окружающего нас мира: во-первых, переходом от аналитической методологии к синтезу полученных данных на базе комплексного и системного подходов и, во-вторых, смещением акцента научных интересов от технократических проблем к экологическим гуманистическим проблемам. На острие этих интересов и возникло новое мощное направление в науках о человеке – экологическая информационная психология. Все это и позволяет обеспечить системное психологическое самоуправление и саморегулирование.

В понимании экологической информационной психологии психологическое нарушение – это нарушение, связанное с изменением всей среды организма, и основной задачей является восстановить этот нарушенный экологический порядок. По закону экологии: в мире все едино, тем более все взаимосвязано в таком сложном и многофункциональном организме как человек.

Окружающий нас мир наполнен информацией. Многократно усилилось влияние информационной составляющей на сознание человека, его психологическое здоровье. Проблемы общества, лежащие в экологии человека и связанные с его психологической сферой, могут и должны быть решены. Ключом к решению всех проблем является информация как форма движения жизни. Необходима воля, энергия и творчество разума человека, чтобы изучить и использовать информацию во благо себя и всего человечества.
Для этого необходимо понять роль и значение информации в современном мире, осознать влияние информации на человека и окружающую среду, предложить передовые экологические технологии для практического применения в образовательных и просветительских целях, интегрировать различные направления науки в контексте экологической информационной психологии.

Автором разработан эффективный научный экологический подход к здоровью человека, базирующийся на комплексной и системной реализации фундаментальных экологических законов личности и мироздания (информационность, энергетичность, кластерность, фундаментальность, системность, структурность, фрактальность, симметричность, вибрационность, спиральность, голографичность, синергичность и др.) в практике экологического просвещения, обучения и формирования культуры эффективного управления экологической безопасностью психоэмоционального состояния человека.

Мощнейшим научным обоснованием правильности использования системного подхода к здоровью человека являются фундаментальные системные экологические знания о структуре мироздания и личности человека, о взаимосвязи человека и космоса.

С момента своего рождения человек находится во власти пространства и времени. По мере роста, воспитания, учёбы, обучения трудовым навыкам, участия человека в общественной жизни его локальное пространство наполняется информацией и увеличивается.

Взаимодействие личного экологического информационного поля человека с информационным полем окружающего пространства в той или иной степени деформирует персональный информационный модуль человека, изменяя его. Возникают информационные кластеры. Применительно к экологической информационной психологии кластер – это объединение информации (энергий), которое ощущается необычным, большим, чем можно ожидать случайным образом.

Исходя из концепций единства, гармонии мира, изменяя характеристики в личном психологическом поле человека, можно запустить программы, соответствующие фундаментальным законам мироздания, а, следовательно, улучшить психологическое самочувствие и создать благоприятные информационные состояния во всех сферах деятельности человека.

Синергизация психологического состояния человека осуществляется на базе предлагаемых фундаментальных инновационных экологических ресурсов.
Психика человека имеет довольно сложную структуру: от разделенности на сознание, подсознание (бессознательное) до множества субличностей и социумных ролей. Причем каждая из частей желает овладеть осознанностью человека, отождествить «Я» с собой, захватить максимум внимания и энергии.
При синергетичности психики осознание разотождествляется с какой-либо частью психики и отождествляется с глубинным, истинным «Я», позволяя сознанию работать как единая команда, участвующая в решении возникающих проблем максимально слаженно и эффективно.

Предлагаемые новейшие комплексные и системные инновационные методы экологической информационной психологии позволяют восстановить экологическое психологическое состояние организма при комплексном экологическом информационном воздействии на весь организм человека целиком, выравнивая его собственную информационную структурную форму и восстанавливая базовую основу психологических процессов жизнедеятельности.

С учетом главной ценности новой технологической революции и ее особенностей необходимо каждому владеть теми эффективными, требующими минимальных энергетических затрат, оптимальными возможностями, которые заложены в экологическом психологическом самоуправлении и саморегулировании, основанном на фундаментальных и системных научных экологических знаниях с использованием предлагаемых эффективных инновационных экологических научных подходов.

Разработанные научные и методологические экологические инновационные подходы рекомендуется широко использовать в практике психологического просвещения, обучения и формирования психологической культуры населения, в частности в образовательных учреждениях различного уровня для повышения психологической устойчивости подрастающего поколения к различным внешним и внутренним психологическим раздражителям с целью обеспечения гармоничного состояния личности в обществе.